Проблемы разработки и выбора унифицированных узлов и блоков вторичного электропитания для РЭА морского флота. Часть 1

№ 3’2012
В статье рассмотрены актуальные вопросы разработки унифицированных узлов и блоков для формирования оптимальной системы вторичного электропитания РЭА морского флота. Приведены основные концепции и практические методы синтеза унифицированных блоков питания для типовых функциональных устройств и приборов, устанавливаемых на морских судах. Описаны базовые схемные топологии унифицированных блоков питания с учетом развития технологии их изготовления и компонентной базы.

Введение

В современном мире термины «глобализация» и «всемирное разделение рынка труда» имеют двоякое толкование. Одно из них — как неизбежное последствие развития цивилизации, а другое состоит в негативном влиянии этих процессов на экономики большинства стран. Можно с уверенностью утверждать, что практически лишь одно государство получает от этих процессов дивиденды — США. Объяснение этому простое. Дело в том, что США — крупнейшая финансовая страна, валюта которой стала мировой. Причем параметры валют других государств по отношению к доллару зависят, по существу, от работы печатного станка, который буквально наводняет долларами практически все резервные (валютные) фонды других государств.

Покажем последствие аналогичных негативных процессов, которые происходили в СССР и в странах СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, созданный в 1949 г.). Отметим, что страны этого сообщества производили в 1978 г. примерно 30% мировой промышленной продукции. При этом из анализа статистических сборников по странам СЭВ к 1974 г. можно увидеть следующее. К примеру, большинство пассажирских автобусов выпускали в Венгрии (серия «Икарус»), лучшие комфортабельные железнодорожные вагоны делали в ГДР, там же строили лучшие круизные океанские теплоходы, а многие торговые и рыболовецкие суда — в Польше. Непосредственно в СССР, в основном в России, проектировались и строились корабли военно-морского флота, а также атомные ледоколы и научно-исследовательские суда, в которых всегда имелась военная составляющая, например аппаратура станций слежения за космическими объектами. Возможно, такое разделение рынка труда в то время выглядело вполне закономерно.

Однако надо помнить, что правительства стран — членов СЭВ придерживались коммунистической идеологии, которая почему-то декларировала гегемонию своих постулатов на века. Впрочем, как известно, ничто не вечно под луной. Когда рухнул СССР, а вслед за ним и СЭВ, вновь созданные независимые государства решительно отказались от договоров по разделению рынка труда в Восточной Европе. При этом правопреемница СССР Россия вдруг обнаружила в структуре своей промышленности громадную брешь, что отчетливо продемонстрировало колоссальный вред от советской системы миниглобализации рынка Восточной Европы.

Приведем данные, изложенные в [1] генеральным директором НПО «Автоматизация машин и технологий» к. т. н. Э. Б. Быковым:

  • В 80-х годах прошедшего столетия по заказам Министерства морского флота, рыбного хозяйства СССР и речного флота строилось около 300 судов в год.
  • В то время в составе морского транспорта находилось около двух тысяч судов; в рыбной промышленности — около девяти тысяч судов; в речном флоте — около 20 тысяч судов (дедвейтом более 500 р. т.). При измерении коммерческих грузовых судов используют понятия «валовая вместимость» и «дедвейт» — вес вытесненной судном воды, когда оно находится с полным грузом (буква «р» означает «речной», т. е. пресная вода).
  • До 1990 г. около 70% крупнотоннажных судов (транспортных, промысловых и пассажирских) строилось на верфях ГДР, ПНР, ФРГ, Швеции, Финляндии, Дании, Франции и т. д.
  • Изучение статистических данных, полученных за последние два десятилетия, показало следующее. Эксплуатация транспортных судов в России, например речного флота, в ближайшие 5–10 лет неизбежно приведет к списанию более 50% действующего состава.
  • В ближайшей перспективе планируется строительство большого количества судов гражданского назначения, заказчиками которых являются Минпромторг, Минтранс РФ, частные судовладельцы, ФГУП «Росморпорт», ОАО «Газпром», НК «Роснефть» и др.
  • Намеченные планы могут быть реализованы при условии ежегодной сдачи в эксплуатацию более 140–150 судов гражданского назначения.

Кроме данных о неизбежном списании в ближайшее время устаревших судов [1], необходимо отметить, что большинство агрегатов и приборов электрооборудования, установленных на них, были разработаны 30–40 лет назад. Эти устройства, произведенные в СССР, к настоящему времени морально и физически устарели, поэтому требуется их полная замена на новые приборы и агрегаты, которые должны быть разработаны и изготовлены на соответствующем современном компонентном и технологическом уровне. Разумеется, их технические, массо-габаритные и энергетические характеристики должны соответствовать лучшим зарубежным образцам. В том числе по стоимостным показателям отечественные изделия должны быть на 20–30% дешевле, чем аналогичные изделия зарубежного производства. Это не пустой лозунг, а важнейшая составляющая конкурентного преимущества, так как заказчик (покупатель изделия) должен делать свой выбор не только из солидарной поддержки отечественного производителя, но также и по экономическим соображениям.

В настоящей статье исследуется возможность оптимизации параметров системы вторичного электропитания РЭА судов морского флота. Среди этих параметров важнейшими являются массо-габаритные характеристики, энергетическая эффективность (КПД), снижение стоимости проектирования и изготовления блоков и узлов системы вторичного электропитания (СВЭП), а также улучшение эксплуатационных показателей, например ремонтопригодности.

 

Рекомендуемый набор агрегатов и приборов для РЭА судов морфлота

Чтобы перейти к изложению предлагаемой методики оптимизации параметров СВЭП, необходимо определить предметный перечень агрегатов и приборов, которые должны быть разработаны и изготовлены с целью оснащения современным оборудованием судов, которые находятся в стадии проектирования. Для этого приведем краткий перечень устройств электрооборудования, ранее разработанных и применяемых для морского и речного транспорта.

  1. Для преобразования судовой (корабельной) силовой сети переменного трехфазного тока (напряжения) частотой 50 Гц в переменный однофазный (АТО) и трехфазный ток (АТТ) частотой 400 Гц использовались электромашинные преобразователи тока и частоты. В общем случае электромашинный преобразователь напряжения и частоты представляет собой объединение приводного асинхронного двигателя и генератора, в котором использованы индукторные и синхронные машины, а также регулирующей аппаратуры, позволяющей автоматически поддерживать с определенной точностью выходное напряжение и частоту. Однофазные преобразователи типа АТО выпускались на выходную мощность 1–30 кВт. Наименование, например АТО-8-400, указывало, что это преобразователь трехфазной корабельной сети 380 В, 50 Гц в однофазную сеть напряжением 115/133/230 В частоты 400 Гц, с выходной мощностью 8 кВт. Трехфазные преобразователи типа АТТ выпускались также на выходную мощность 1–30 кВт. Например, АТТ-20-400 — преобразователь трехфазной корабельной сети 380 В 50 Гц в трехфазную сеть напряжением 230 В частоты 400 Гц с выходной мощностью 20 кВт.
    Электромашинные преобразователи (ЭМП) имеют большие габариты, высокие шумовые характеристики и инерционную систему регулирования напряжения, которая может приводить к возникновению автоколебаний в системе регулирования, из-за чего в спектре выходного напряжения появляются низкочастотные (частотой от долей до единиц герц) составляющие, борьба с которыми весьма затруднительна. К достоинствам ЭМП можно отнести практически идеальную гальваническую развязку и способность в кратковременных режимах работы выдерживать значительные перегрузки по току, вплоть до 10Iном.
  2. Выпрямительные агрегаты серии ВКС представляют собой нестабилизированные выпрямители широкого применения, обеспечивающие гальваническую развязку цепей нагрузки от входной сети. Питание выпрямителей осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В частотой 50 Гц, которое поступает через согласующие трансформаторы, входящие в состав ВКС, причем силовые выпрямители подключены ко вторичным обмоткам трансформаторов. Выходные напряжения, в зависимости от типономинала ВКС, определяются из ряда 28,5/115/230 В, а выходная мощность агрегатов соответствует 2,5/5/10 кВт. Суммарное отклонение выходного напряжения ВКС не превышает 10% (при изменении сети на 5% и тока нагрузки от 0,01 до 1,1Iном). Выпрямители выдерживают перегрузку по току 4,5Iном в течение 30 с, или 1,35Iном в течение 20 мин. Коэффициент пульсации выходного напряжения не более 10%.
  3. Выпрямительные агрегаты серий ВАКС и ТПС представляют собой стабилизированные выпрямители широкого применения, обеспечивающие гальваническую развязку цепей нагрузки от входной сети. Питание выпрямителей осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В частотой 50 Гц и применяются для питания потребителей постоянным током. Агрегаты ВАКС и ТПС лишены многих недостатков выпрямителей ВКС. Например, обладают более высокой стабильностью выходного напряжения за счет введения звена регулирования. Выходные напряжения в зависимости от типономинала ВКС определяются из ряда 28,5/115/230 В, а выходная мощность агрегатов соответствует 2,5/5/10 кВт. Выходные напряжения агрегатов ВАКС выбираются из ряда 30/115/230 В при мощностях 1/2,75/4,5/7/10,5/17,5 кВт. Выходные напряжения агрегатов ТПС выбираются из ряда 28,5/115/230 В при мощностях 0,9/4,5/7,15/11,4/18 кВт.
    Особенность агрегатов типа ТПС заключается в том, что, например, при выходном напряжении 28,5 В нормируются выходные токи 31,5–630 А, а для выходного напряжения 115 В нормируются токи 25–63 А. Приведем для примера обозначения типономиналов этих агрегатов: ВАКС-7-30 означает выходное напряжение 30 В при мощности 7 кВт (Iвых = 233 А); ТПС-100-28,5 означает выходное напряжение 28,5 В при мощности 2,85 кВт (Iвых = 100 А).
  4. Выпрямительные агрегаты ВАКЗ предназначены для зарядки аккумуляторных батарей (АБ). Агрегаты ВАКЗ-1-40 и ВАКЗ-6,5-320М служат для преобразования трехфазного переменного тока в выпрямленный постоянный и применяются для зарядки АБ. ВАКЗ-2-40-2И предназначен для преобразования трехфазного переменного тока напряжением 380 В частотой 50 Гц в постоянный и также применяется для заряда АБ. Агрегат имеет два выходных канала и допускает как одновременную, раздельную их работу на разные нагрузки, так и работу одного из каналов на нагрузку при отключенном состоянии другого канала. Регулирование значения зарядного выходного тока обеспечивается применением тиристоров, которые включены в катодную группу силового выпрямительного моста. Гальваническая развязка выходного напряжения агрегата осуществляется с помощью трехфазного низкочастотного (50 Гц) трансформатора. Агрегат ВАКЗ-6,5-320М тоже имеет два выходных канала. При этом он обеспечивает любой режим работы каждого канала, а также их одновременную работу.
    Приведем для примера обозначения типономиналов этих агрегатов: ВАКЗ-1-40 обеспечивает диапазон выходного напряжения (Uвых) 12–40 В при токе зарядки 3–25 А; мощность каждого канала 1 кВт. ВАКЗ-6,5-320 обеспечивает диапазон выходного напряжения (Uвых) 110–320 В при токе зарядки 10–20 А; мощность каждого канала 6,5 кВт.
  5. Вторичное электропитание для радиолокационных станций (РЛС). Для питания судовых РЛС традиционно используется преобразование переменного тока судовой бортовой сети в переменный ток повышенной частоты (230 или 110 В, 400 Гц), причем новая сеть, как правило, имеет устройство для предварительной стабилизации напряжения. Надо отметить, что у современных РЛС уровень энергопотребления значительно снижен за счет увеличения КПД и использования новой компонентной базы и составляет от сотен ВА до 2,5 кВт.

Для наглядного представления предлагаемой инженерной методики оптимизации параметров СВЭП корабельной РЭА необходим конкретный набор разрабатываемых агрегатов и приборов, который будет установлен на условное, гипотетическое судно. Строго говоря, этот набор может быть любым, хотя с точки зрения получения более впечатляющих результатов от применения методики желательно иметь наибольшую номенклатуру разрабатываемых устройств. То есть чем большее количество приборов и агрегатов используется в расчетах и исследованиях, тем лучше и рациональней выявляется оптимальная номенклатура унифицированных субблоков и узлов ИВЭ. В конечном итоге это приведет к значительному улучшению удельных массогабаритных характеристик силовых устройств, а также к повышению КПД и существенному снижению стоимости проектирования и изготовления блоков и узлов СВЭП.

Перечень аналогов агрегатов, приведенных выше, и набора аппаратуры для условного судна, предлагаемого к анализу с помощью методики синтеза унифицированных узлов и приборов, приведен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень аналогов агрегатов и набора аппаратуры
Наименование Параметры первичной сети Выходные параметры агрегатов Общие выходные данные и состав вновь проектируемой аппаратуры для анализа по методике синтеза унифицированных блоков и узлов*
Переменный ток Постоянный ток Переменный ток
Напряжение, В Количество фаз Частота, Гц Напряжение, В Диапазон мощности Рн, кВт Напряжение, В Количество фаз Частота, Гц Диапазон мощности Рн, кВт Напряжение, В Ток Iном, А Типовые ряды, кВт
АТО 380 3 50   2–4 115, 230 1 400 2–4 400 Гц,
1 фаза
115, 230
8,0–35 2; 4
АТТ 380 3 50   8–15 230 3 400 8–15 400 Гц,
3 фазы
230
35,0–65,0 8; 15
ВАКС, ТПС 380 3 50 27–31,5 1–18       2–10 30 (постоянное) 60–330 2; 4,5; 10
ВКС 380 3 50 28,5 2,5–5       2,5–10 230 (постоянное) 10–44 2,5; 5; 10
230 2,5–10
ВАКЗ 380 3 50 12–40 1–2       2×1,0 12–40 (постоянное) 3–25**  
110–320 2,5–10 2×3,0 120–300 10–20**

Примечания:
* — выходные параметры и состав предлагаемого набора судовой аппаратуры для анализа по методике синтеза унифицированных блоков и узлов;
** — зарядное устройство двухканальное, токи заряда ориентировочные.

В левой части таблицы приведены характерные представители судовых агрегатов типа АТО, АТТ, ВКС, ВАКС и др. Причем перечень аналогов несколько сокращен в части типономиналов больших мощностей (20, 30 кВт). По мнению авторов, подобное ограничение количества аналогов агрегатов вполне оправданно, так как общее энергопотребление судовых систем РЭА за последние 30–40 лет значительно уменьшилось.

Перед детальным анализом и расчетами устройств из набора аппаратуры, предлагаемой к разработке (таблица 1), сформулируем основные этапы оптимального алгоритма методики синтеза унифицированных блоков и узлов:

  1. определение типономинального ряда, который будет основой для проведения исследования и инженерных расчетов;
  2. выбор типовых структурных схем построения отдельных блоков и узлов для каждого из устройств заданного ряда;
  3. проведение предварительных расчетов основных энергетических параметров (КПД, напряжения, токи, рабочие частоты силовых электронных ключей) узлов, входящих в анализируемый типономинальный ряд;
  4. анализ всей совокупности узлов, субблоков и блоков выбранного набора устройств вторичного электропитания РЭА гипотетического судна на предмет выявления типовых унифицированных изделий, наиболее часто применяемых в изделиях заданного ряда;
  5. оценка качества оптимизации полученных унифицированных узлов для построения СВЭП более высокого уровня, в том числе значительное улучшение таких параметров, как массо-габаритные характеристики изделий, КПД, что дополнительно позволит существенно снизить стоимость разработки и изготовления блоков и узлов вторичного электропитания судового оборудования.
  6.  

Анализ выбранного типономинального ряда на основе предлагаемой методики синтеза унифицированных узлов

Существует несколько подходов для определения типономинального ряда СВЭП:

  1. Выбор номенклатуры унифицированного ряда ИВЭ на основе анализа всего набора функциональной аппаратуры. Речь идет о конкретных изделиях и аппаратах, которые разрабатываются в рамках большой фирмы или даже подотрасли (в одном министерстве), например для аппаратуры связи с питанием от сети постоянного напряжения.
  2. Оптимизация унифицированных узлов впервые разрабатываемого ряда, предназначенного для РЭА однотипного функционального назначения (причем этот ряд будет применяться в дальнейшем и в других изделиях) с целью использования в унифицированных (базовых) конструктивах различных носителей.
  3. Определение ряда унифицированных узлов и блоков для различного набора типового оборудования, устанавливаемого на конкретный носитель, например самолет, корабль и т. д.

Отметим, что один из авторов (Эраносян С. А.) участвовал в определении и разработке номенклатуры (п. 1) для аппаратуры дальней связи, в частности с питанием ИВЭ от первичной сети постоянного тока напряжением 24 и 60 В [2, 3]. В этой работе был проведен анализ применяемых импульсных ИВЭ, разработанных для 20 изделий и комплексов, как аппаратуры дальней связи, так и специального назначения. В результате обработки и анализа этих материалов была составлена сводная таблица-матрица, в столбцах которой приводятся условные наименования изделий, а в строках — номиналы выходных напряжений ИВЭ и токи нагрузки. Всего в поле зрения оказалось 57 типономиналов ИВЭ. Кроме того, анализировалась применяемость отдельных номиналов выходного напряжения блоков питания (БП), а также использование различных градаций мощности ранее разработанных, а также находящихся в стадии проектирования БП. В результате этих исследований с учетом анализа технических параметров ИВЭ аналогичного класса изделий зарубежного производства был сформирован типономинальный ряд унифицированных блоков. При этом были заданы ожидаемые значения КПД и определены три базовые мощности ИВЭ — 7,5/15/30 Вт. В итоге этой разработки в каждой базовой мощности унифицированных БП был реализован следующий ряд выходных напряжений ИВЭ: 5, 12, 15, 27 В.

В части иллюстрации другого подхода к выбору ряда унифицированных узлов и блоков (п. 2) можно привести статью [4]. В этой работе показано, что в целях уменьшения габаритов всей системы вторичного электропитания и повышения надежности с учетом эксплуатации в аппаратуре информационно-вычислительного комплекса (ИВК) был оптимизирован ряд унифицированных узлов и блоков на базовую мощность 80–100 Вт. Типовой комплекс ИВК предназначался для установки на различные носители: стационарный наземный, передвижной колесный, надводный корабельный и др. При этом ряд унифицированных блоков и узлов вторичного электропитания был оптимизирован по выходным напряжениям ИВЭ 5–27 В. Кроме того, он был адаптирован для первичной сети электропитания, в качестве которой использовалась четырехпроводная сеть 380/220 В 50 Гц с диапазоном изменения сетевого напряжения ±20%.

В результате был создан ряд ИВЭ, который имел схемную и конструктивную унификацию. В каждом образце блока применялись типовые унифицированные модули:

  • модуль управления (ШИМ) силовыми транзисторами преобразователя с бестрансформаторным входом;
  • входной модуль выпрямителя с устройством ограничения тока зарядки конденсатора низкочастотного фильтра;
  • модуль безопасного (синхронизированного с сетью) включения тиристора ограничения тока зарядки конденсатора низкочастотного входного фильтра [5];
  • модуль разряда остаточной энергии конденсатора фильтра, который обеспечивал автоматическое обнуление напряжения на нем в момент отсоединения ИВЭ от сети.

Разработанные унифицированные модули позволили:

  • упростить конструкцию БП;
  • применять в блоках и узлах унифицированные корпуса высокочастотных управляющих и силовых трансформаторов, заливаемых компаундом;
  • значительно облегчить настройку ИВЭ на специальных стендах;
  • снизить затраты на формирование набора для ЗИП и т. п.

Тем самым, кроме повышения надежности и КПД унифицированных блоков и узлов питания, была значительно уменьшена их себестоимость при серийном производстве.

Подход к определению набора унифицированных узлов и блоков, предназначенного для СВЭП различного оборудования, устанавливаемого на конкретный типовой носитель (п. 3), имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения в настоящей работе.

Необходимо отметить, что в ряде случаев для оптимизации синтеза унифицированных узлов и блоков питания для РЭА, устанавливаемых на некоторые виды носителей, могут с успехом применяться методики пп. 1 и 2. Например, узловая и блочная унификация с успехом применяется в авиастроении, а типовые ряды блоков питающих устройств целесообразно применять для СВЭП, устанавливаемых в относительно небольших по размеру автономных, движущихся носителях. К ним можно отнести колесные и гусеничные агрегаты, аппараты космической отрасли, такие как навигационные, связные и научные спутники различного назначения.

Для рассматриваемой нами методики синтеза унифицированных устройств РЭА судов морского флота выполнение анализа аппаратуры на стадии этапа 1 осложняется некоторыми обстоятельствами.

Во-первых, это большое разнообразие агрегатов вторичного электропитания. Среди них есть достаточно сложные системы, к которым можно отнести преобразование переменного напряжения в постоянное (AC/DC) и преобразование переменного напряжения одной частоты в напряжение другой частоты (AC/AC). Кроме этого, имеются также и устройства для заряда аккумуляторных батарей; стабилизаторы постоянного напряжения и тока; устройства преобразования напряжения постоянного тока, связанного с питающей сетью, в стабилизированное напряжение заданного уровня (DC/DC), которое гальванически развязано от первичного напряжения.

Во-вторых, это широкий диапазон выходных мощностей средств электропитания — от сотен ватт до десятка киловатт.

Для столь большого перечня различного типа агрегатов вторичного электропитания РЭА по существу невозможно создать ограниченный по номенклатуре ряд унифицированных блоков питания. В связи с этим именно в таких системах, как показывают опыт и современная тенденция развития средств электропитания, оказывается весьма эффективным и экономичным применение унифицированных функциональных узлов и силовых модулей. Необходимость и перспективность разработки таких узлов показана в [6, 7]. В этих работах предложены и детально описаны, с учетом современного уровня развития силовой электроники и СВЭП, перспективные структуры типовых (унифицированных) узлов, выполненных на принципах построения интегрированных силовых модулей повышенной степени интеграции («супермодулей», SIPM). Показано и подтверждено расчетами, что для создания современных мощных блоков питания 200–800 Вт и более достаточно 3–4 типов SIPM. В том числе первый модуль (AC/DC) охватывает все «сетевые» узлы блока (выпрямитель, фильтр помех, корректор коэффициента мощности для однофазной сети, вспомогательные маломощные ИВЭ и т. п.) до клемм выходного постоянного напряжения; второй модуль, подключенный к выходному напряжению первого, в свою очередь включает в себя узлы (силовые электронные ключи, схему управления ими, высокочастотный силовой трансформатор и т. п.) преобразователя DC/AC. На выходе этого модуля формируется переменное высокочастотное (150–300 кГц) напряжение, гальванически развязанное от сетевого. Причем его величина комфортно адаптирована к выходному напряжению блока питания. Третий и/или четвертый модули (AC/DC) включают в себя одним из двух типов силовых выпрямительных устройств. В качестве них используются либо высокочастотные выпрямительные диоды (для третьего типа модуля), либо (четвертый модуль) применяется система с силовыми полевыми транзисторами, работающими по схеме «синхронного выпрямителя». На выходе любого из этих модулей установлен сглаживающий фильтр, система обратной связи и клеммы выходного напряжения блока питания.

Действительно, если рассматривать различные типы блоков и устройств вторичного питания, можно увидеть, что для агрегатов, имеющих первичную сеть переменного тока, практически всегда имеется ряд типовых функциональных узлов. Например, входной выпрямительный мост AC/DC, на постоянной стороне которого имеется сглаживающий фильтр; звено постоянного тока, назначение которого преобразовать входное (нестабильное) напряжение одного уровня в напряжение (стабильное) другого уровня, наилучшим образом адаптированное для последующего вида преобразования энергии; блок набора электронных ключей, например шестиплечный мостовой инвертор для преобразования постоянного напряжения в переменное трехфазное или четырехплечный для получения однофазного напряжения (DC/AC), которое можно получить соответствующим управлением работой электронных ключей. Причем, система управления ключами может быть основана на формировании последовательности из высокочастотных (десятки килогерц) импульсов ШИМ, имеющих синусоидальную функцию построения, либо применяется система управления, в основе которой лежит относительно простое (трехступенчатое) формирование синусоидального напряжения частоты 400 Гц [8].

В обоих случаях импульсы функции построения поступают на сглаживающий фильтр. Причем для первого варианта этот фильтр подавляет высокочастотные гармоники с целью получения переменного напряжения основной выходной частоты 400–1000 Гц с коэффициентом нелинейных искажений (КНИ) до 3%. Во втором варианте при трехступенчатой форме для получения синусоидального напряжения этот фильтр обеспечивает эффективное выделение первой гармоники частоты 400 Гц с приемлемым КНИ 3–5%.

Учитывая все изложенное, можно утверждать, что при выполнении данного этапа для нашего случая синтеза унифицированных узлов системы вторичного электропитания РЭА судов морского флота необходимо решить задачу, которая заключается в следующем. Создаваемая СВЭП должна быть построена на основе разработанного набора блоков (субблоков) унифицированных модулей, из комбинаций которых можно синтезировать агрегаты различного функционального назначения. Разработанные устройства войдут в систему вторичного электропитания конкретного проектируемого судна.

 

Выбор типовых структурных схем для каждого вида аппаратуры, предлагаемой к разработке

В таблице 1 приведен перечень агрегатов и устройств (ПАиУ) для разработки комплекса средств вторичного электропитания, предназначенных для оснащения гипотетического проектируемого морского судна. В таблице 2 представлен этот перечень с использованием терминологии и обозначений, общепринятых для блоков и узлов вторичного электропитания различного типа. Структурные схемы блоков, субблоков и модулей для СВЭП судов для морского флота будут представлены далее, на рис. 1–5.

Таблица 2. Набор устройств в составе СВЭП для РЭА проектируемого судна
Устройства Обозначение Мощность, кВт
Инверторы АС/АС однофазные для получения переменного напряжения 115/230 В (400 Гц) *ИН-1-400-Рвых 2; 4
трехфазные для получения переменного напряжения 230 В (400 Гц) ИН-3-400-Рвых 8; 15
Блок источника питания с выходным напряжением 30 (27–32) В DC/DC **СПН-30-Iн (базовые модификации СПН-30В-60/140/310) 2; 4,5; 10
с выходным напряжением 230 В DC/DC СПН-230-Iн (базовые модификации СПН-230-10/21/42) 2,4; 5; 10
Блок зарядки аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12 В; два выходных канала, напряжение каждого 12–40 В ***БЗА-2-40 2×1
с номинальным напряжением 230 В; два выходных канала, напряжение каждого 110–300 В БЗА-6-300 2×3

Примечание:
* Инвертор трехфазный (или однофазный) ИН — частота выходного напряжения (Гц) — мощность на выходе инвертора (кВт);
** стабилизированный преобразователь напряжения СПН — выходное напряжение Uн.(В) — ток нагрузки Iн (А);
*** блок зарядки аккумуляторных батарей БЗА — суммарная мощность Рвых. ∑ (кВт) — максимальное выходное напряжение автономных выходных каналов Uн.max (В).

 Структура входного сетевого субблока типа AC/DC

Рис. 1. Структура входного сетевого субблока типа AC/DC

Рассмотрим структурные схемы разрабатываемых устройств, на основе которых мы будем оптимизировать унифицированные узлы для каждого из выбранных изделий, входящих в ПАиУ.

Выбор типа первичного источника питания

Речь идет о выборе типа первичного источника питания, от которого будет потребляться энергия для штатной работы разрабатываемого блока.

Обычно параметры первичной сети (или сетей) задаются заказчиком. В нашем случае все устройства должны работать от судовой (корабельной) сети переменного тока. Устройства электропитания должны учитывать наиболее тяжелые режимы, характерные для большинства корабельных сетей: повторно-кратковременный и кратковременный. Мы намеренно приводим именно этот электрический параметр сети, а не ряд других, например изменения частоты питающей сети, параметры электромагнитных помех, отдаваемых в первичную сеть, и т. д. Дело в том, что это один из важных параметров, который определяет энергетические и массо-габаритные характеристики блоков вторичного питания.

В момент воздействия кратковременного режима обычно требуется, чтобы блок питания выдерживал такой режим без каких-либо повреждений, а также восстанавливал выходные гарантируемые параметры, которые оговорены в технических условиях при работе в длительном и повторном режиме функционирования. Именно с учетом таких изменений напряжения питающей сети должны разрабатываться устройства вторичного электропитания судовой РЭА.

Базовые обобщенные структуры устройств питания

Так как мы уже приняли, что для судовых агрегатов и блоков питания из нашего перечня аппаратуры наиболее целесообразно проводить синтез всех питающих устройств на основе разработанного набора унифицированных модулей и узлов, то необходимо определить их базовые структуры. В качестве первичной сети для СВЭП используется трехфазная система электропитания, а именно четырехпроводная (с нулевым проводом) с номинальным напряжением 380 В (50 Гц). Напряжение меняется в диапазоне –15 до +10% от номинального значения, а для случаев кратковременного режима оно достигает пределов -25 до +13%.

Обобщенная структура блока питания при переменном входном напряжении, как правило, содержит блок, который является согласующим устройством между входной питающей сетью переменного напряжения и всеми остальными типами блоков вторичного электропитания. Назовем его «Входной сетевой субблок AC/DC» (обозначение на схемах [ВхСБ]). Как показано на рис. 1, он состоит из следующих типовых узлов: низкочастотный выпрямитель [НВ (AC/DC)], фильтр радиопомех [ФРП], низкочастотный входной LC-фильтр [НВФ]. Для нашего случая в качестве входного выпрямителя используется мост Ларионова. Как известно, при правильно рассчитанных параметрах LC-фильтра коэффициент мощности (cos φ) такой системы выпрямитель–фильтр составляет примерно 0,8. То есть в этом варианте входного субблока практически нет необходимости в специальной схеме корректора коэффициента мощности.

Ввиду того, что величина постоянного напряжения на выходе НВФ при нашем диапазоне изменения сетевого напряжения составляет 400–640 В, то для значительного упрощения всех последующих процедур преобразования энергии, а также учитывая необходимость получения гальванической развязки выходного постоянного напряжения для большинства блоков вторичного электропитания от первичной сети следует разработать отдельное устройство в виде звена постоянного тока. Назовем этот блок «Сетевой преобразователь напряжения с регулированием Uвых (AC/DC)» и будем кратко обозначать на схемах как [Сет. ВЧ.пр.Рег.Uкон]. Его полная структура приведена на рис. 2. Из него видно, что входное переменное напряжение сети поступает на субблок [ВхСБ] AC/DC, к выходу которого подключен блок [ВЧ.пр.КОН] (конвертер DC/DC).

 Структура сетевого преобразователя напряжения

Рис. 2. Структура сетевого преобразователя напряжения с регулированием Uвых (AC/DC)

В этом качестве обычно используется высокочастотный (150–300 кГц) регулируемый преобразователь (конвертер) DC/DC, построенный, как правило, на MOSFET. Структура этого блока приведена также на рис. 2. Он состоит, в свою очередь, из следующих узлов: высокочастотного преобразователя [ВЧ.пр.DC/AC] с модулем управления [Мод.упр.кон.], выход которого нагружен на развязывающий высокочастотный силовой трансформатор [Сил.Вч.Тр.], вторичная обмотка которого соединена с устройством выпрямления на высокочастотных диодах [Вых.В], на выходе установлен сглаживающий выходной LC-фильтр [Вых.Ф].

Таким образом, описаны первые унифицированные устройства, которые охватывают все основные типы преобразования энергии от переменного сетевого до выходного постоянного напряжения, гальванически развязанного от сети. Предполагается, что практически все изделия, входящие в ПАиУ, будут иметь в своем составе эти два вида унифицированных устройств.

Однако для изделий, преобразующих переменное сетевое напряжение частоты 50 Гц в выходное напряжение частоты 400 Гц, необходимо иметь в своем составе еще один унифицированный узел.

Принцип регулирования (стабилизации) основных преобразовательных узлов

В качестве такого узла можно использовать устройство, построенное на основе мостового электронного коммутатора, который назовем «Мостовым шестиплечным инвертором» [М6ПИ] или четырехплечным инвертором [М4ПИ].

В середине XX в. для получения переменного напряжения частоты 400–1000 Гц широко использовались электромашинные преобразователи. В них в качестве двигателей выступали асинхронные двигатели, а в качестве генераторов применялись индукторные и синхронные машины, как было показано выше. В 1970-х гг. применялись автономные преобразователи на основе тиристоров, а c 1980 по 2000-й в инверторах стали использовать новейшие силовые полупроводниковые ключи на основе полевых транзисторов (MOSFET) и приборов (силовых модулей) на основе мощного биполярного транзистора, управляемого маломощным полевым транзистором (IGBT). В результате были разработаны новые типы статических преобразователей частоты (СПЧ), причем агрегаты и изделия, в которых они использовались, обладали несомненными преимуществами практически по всем техническим и эксплуатационным параметрам по сравнению с аналогичными характеристиками приборов, в которых применялись электромашинные преобразователи частоты (ЭПЧ).

Дело в том, что при равных мощностных параметрах СПЧ имеют намного меньшие габариты, чем ЭПЧ, больший температурный диапазон работы, значительно меньшие шумовые параметры, а также лучшие показатели надежности.

Если говорить о структуре всего блока с использованием мостового шестиплечного инвертора, то в соответствии с принятой системой формирования трехфазного переменного напряжения (например, частоты 400 Гц) предполагается наличие звена постоянного тока. В этом случае можно утверждать, что одним из самых простых и отработанных на практике устройств является схема трехфазного мостового инвертора. В работе [8]показано, что транзисторы каждого полумоста управляются прямоугольным напряжением (с длительностью открытого состояния электронного ключа 180 эл. град.). При этом на выходе инвертора формируются три линейных напряжения (UAB, U, UСA) с амплитудой, равной напряжению UП (выходное напряжение звена постоянного тока), и с паузой на нулевом уровне 60 эл. град. Напряжения UAB, U, UСA взаимно сдвинуты на 120 эл. град.

Если нагрузка инвертора соединена «треугольником», то к каждой ее фазе приложено линейное напряжение. При соединении нагрузки инвертора «звездой» форма напряжения на каждой фазе отличается от формы линейного напряжения. В результате фазные напряжения UA0, UB0, UС0 для каждого полупериода выходной частоты 400 Гц состоят из трех равных по длительности участков. При этом первый и третий участок имеют амплитуду ступени UП/3, а второй участок — 2UП/3. Следует отметить, что оба напряжения (и линейное, и фазное) не содержат третьей и кратных ей гармоник. Назовем условно этот тип варианта инвертора (для краткости) «низкочастотным». Каждый элемент плеча мостового инвертора М6ПИ может быть реализован в виде силового ключа на основе MOSFET или IGBT, то есть представляет собой сочетание управляемого электронного ключа с параллельно включенным обратным диодом. Благодаря такой конфигурации каждого из шести электронных ключей инвертор может нормально работать на активно-индуктивную нагрузку, противо-ЭДС и как выпрямитель (в обратимом режиме).

Альтернативным вариантом синтеза выходного переменного напряжения частоты 400 Гц является система управления электронными ключами инвертора (шести- или четырехплечного коммутатора), которая может быть основана на формировании последовательности из высокочастотных импульсов ШИМ-модуляции рабочей частоты, имеющих синусоидальную функцию построения. Обычно для формирования на выходе инвертора частоты 400 Гц достаточно, чтобы частота квантования (рабочая частота ШИМ-модуляции) находилась в пределах 10–20 кГц. При этом варианте инвертора, который мы будем именовать для краткости «высокочастотным», значительно снижаются габариты сглаживающего фильтра, который формирует основную гармонику 400 Гц на выходе блока. Однако при этом значительно возрастают динамические потери мощности в силовых элементах плеч коммутатора, т. е. транзисторах и диодах.

Таким образом, на этапе расчетов силовых элементов сглаживающих фильтров и суммарного КПД всего инверторного блока для обоих вариантов построения мы, путем сравнения основных показателей, таких как удельная объемная мощность (Вт/дм3) и КПД, будем выбирать в каждом случае лучший вариант исполнения инвертора: низкочастотный или высокочастотный. Типовая обобщенная структура блока инвертора, обозначенного как ИН-3(1)-400-Рвых (см. прим. к таблице 2), приведена на рис. 3.

 Структура блока инвертора DC/AC

Рис. 3. Структура блока инвертора DC/AC

На схеме видно, что сетевое напряжение поступает на входной блок [Сет. ВЧ.пр.Рег.Uкон AC/DC]. На его выходе формируется стабилизированное, развязанное от сетевого, регулируемое напряжение Uкон, которое может иметь любое (задаваемое) значение из диапазона 100–250 В. Причем его величина определяется как оптимальная, исходя из требований типа следующего устройства, для которого оно является входным, питающим. Напряжение Uкон поступает на унифицированный узел М6ПИ, электронные ключи которого управляются модулем, на схеме обозначенным как [Модуль упр.инв.]. С выхода мостового инвертора импульсная последовательность, описанная выше для двух типов (низкочастотный или высокочастотный) исполнения инверторов, поступает через звенья LC-фильтра. К выходу этого фильтра подключена нагрузка в виде согласующего развязывающего силового трансформатора [Сил. Тр. 400 Гц]. Вторичные обмотки силового трансформатора при их соединении, например, «звездой» образуют выходную трехфазную сеть напряжением 230 или 115 В частоты 400 Гц. Таким образом, силовой блок инвертора формирует выходное трехфазное напряжение (Ua, Ub, Uc) частоты 400 Гц, развязанное от Uкон.

Выбор системы стабилизации

Несколько слов о выборе системы стабилизации (то есть поддержании в заданных пределах) выходного переменного напряжения инвертора. Этот выбор определяется в первую очередь требованиями заказчика. Рассмотрим несколько видов структур, обеспечивающих заданные параметры выходного напряжения инвертора.

Поддержание постоянного напряжения на входе инвертора Uкон

В этом случае обратная связь, подаваемая на вход [Мод.упр.кон.] (рис. 2), берется непосредственно с клеммы входа блока инвертора (аналог точки Uкон). Разумеется, при этом отрабатываются все возмущения по первичной сети. Однако изменения характера нагрузки (ее величина и ее комплексность) отражаются в виде параметрических отклонений выходного напряжения. Речь идет о падениях напряжений в обмотках, изменении потерь в активных и пассивных компонентах и т. п., например при изменении тока нагрузки или окружающей температуры. Для снижения влияния этих изменений существуют относительно простые методы, например включение в режиме холостого хода и близких к нему малых токов нагрузки (Iн.min) дополнительного сопротивления подгрузки через электронный ключ. В другом случае могут применяться относительно сложные методы, которые основаны на специальных алгоритмах, способных производить компенсирующие воздействия, например при возникновении предельных отклонений выходного напряжения инвертора.

Это может осуществляться в следующем виде. При выполнении автоматического включения дополнительного канала обратной связи, подаваемой на вход [Мод.упр.кон.], система начинает работать в режиме, похожем на работу защиты от перенапряжения. При этом дискретными уровнями управления при наличии гистерезиса команд «Вкл./Откл.» осуществляется снижение выходного напряжения инвертора до заданного, допустимого его значения.

Поддержание эффективного напряжения

В случае, когда поддержание эффективного напряжения, например Uэфф.a (в фазе «А»), на выходе инвертора осуществляется при одновременном контроле напряжения других фаз Uэфф.b, Uэфф.c, обратная связь, подаваемая на вход [Мод.упр.кон.], берется непосредственно с клеммы выхода блока инвертора (аналог точки Ua). Разумеется, при этом осуществляется вычисление именно величины Uэфф.a, а также контроль и вычисление эффективных значений на выходах других фаз.

Применение специальных систем стабилизации выходного напряжения инвертора

В статье [9] описана следующая система стабилизации выходного переменного напряжения для источника бесперебойного питания (ИБП). В разработанном блоке ИБП был применен новый алгоритм регулирования выходного напряжения на основе двухконтурной обратной связи. Один из них (первый) — это контур обратной связи по цепи конвертера, от которого питается силовой инвертор, а другой (второй) — обратная связь по цепи регулирования в самом блоке инвертора. В первом случае стабилизация осуществляется изменением выходного напряжения конвертера. При этом коэффициент модуляции (Км) ШИМ в инверторе задается программой на уровне Км = 100%. Во втором случае, когда выходное напряжение конвертера (то есть входное напряжение инвертора) становится минимальным, поскольку обратная связь конвертера уже исчерпала свои возможности, включается канал обратной связи путем изменения выходного напряжения инвертора, который обеспечивается изменением коэффициента глубины модуляции Км, например в диапазоне 0,6–1.

Обращаем внимание, что переменное выходное напряжение в рассматриваемом варианте формируется из последовательности прямоугольных импульсов ШИМ в инверторе, длительность которых изменяется по синусоидальному закону построения и сглаживается фильтром (LC) высокой частоты (40 кГц). То есть по классификации, приведенной в работе [8], это многократная двухуровневая ШИМ по синусоидальной функции построения. Следует подчеркнуть, что в режиме работы обратной связи первого типа (изменение напряжения Uкон) коэффициент нелинейных искажений (КНИ) составляет 1,5–3% в зависимости от характера и величины нагрузки. При использовании режима обратной связи второго типа (изменение Км ШИМ) КНИ может достигать 3,5–4%, но при этом расширяется диапазон рабочего напряжения, питающего инвертор, в части возможности его нормального функционирования при меньших входных напряжениях, что особенно ценно при питании инвертора от аккумуляторной батареи.

Анализируя рассмотренные системы стабилизации выходного напряжения инверторов, которые адаптированы для судовых СВЭП, можно сделать следующие важные выводы. В настоящее время напряжение частоты 400 Гц используется в судовых и корабельных системах электропитания в основном для энергообеспечения агрегатов и устройств радиотехнических, навигационных, информационно-вычислительных систем, а также с целью обеспечения нормального состояния аккумуляторных блоков альтернативного энергопитания. То есть эта дополнительная сеть частоты 400 Гц служит, в основном, для получения постоянного напряжения, гальванически развязанного от силовой корабельной сети 380 В, 50 Гц. Причем она предназначена для электропитания всех функциональных блоков названных выше комплексов РЭА. Отсюда следует, что «гладкость», приближенность кривой напряжения частоты 400 Гц к идеальной синусоиде, которая оценивается коэффициентом КНИ, в данном случае применения альтернативной силовой сети (получение выпрямленного напряжения) не является актуальной, то есть, по мнению авторов, вполне достаточно получение 5% его значения.

Поэтому, если на данном этапе оказывается оптимальным применение схемы, в основе которой лежит простое (трехступенчатое) формирование синусоидального напряжения частоты 400 Гц, то можно утверждать, что в этом случае обеспечивается экономичный режим работы электронных ключей коммутатора мостового шестиплечного инвертора, а также повышается КПД и надежность всего инверторного блока.

Блоки ИВЭ

Из типономинального ряда СВЭП для РЭА проектируемого судна пока нами не рассмотрены структуры: вторичных источников постоянного напряжения с выходным напряжением 30 (27–32) В DC/DC и 230 В DC/DC, а также блоки зарядки аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12 и 230 В. Рассмотрим структуры этих блоков питания, обеспечивающих заданные параметры выходных напряжений. В данном случае мы не станем уделять внимание существующим в настоящее время структурам ИВЭ, используемым для зарядки аккумуляторов, так как они уже описаны во многих книгах и статьях.

В связи с этим авторы, в полном соответствии с поставленной задачей (синтез СВЭП на основе унифицированных узлов), предлагают использовать в структуре блоков питания рассмотренные выше унифицированные узлы и блоки. При этом еще раз напомним о необходимости соблюдения условия для всех блоков вторичного электропитания РЭА судов и кораблей. Речь идет о том, что оборудование, непосредственно эксплуатируемое персоналом, по возможности должно иметь двойную гальваническую развязку от силовой электрической сети 380 В, 50 Гц. На наш взгляд, это приводит к повышению эксплуатационной надежности СВЭП, что в конечном итоге повышает живучесть судна (корабля). Кроме того, одновременно возрастает безопасность работы персонала, особенно при возможных на практике нештатных и аварийных ситуациях. Типовая структура блока стабилизированного преобразователя напряжения DC/DC приведена на рис. 4 (обозначение СПН-Uн-Iн, см. прим. к таблице 2).

 Структура блока стабилизированного преобразователя напряжения DC/DC

Рис. 4. Структура блока стабилизированного преобразователя напряжения DC/DC

Возможны два варианта исполнения этих блоков в зависимости от величины выходного напряжения. Первый из них — СПН-30-Iн, второй — СПН-230-Iн. На рис. 4 показано, что сетевое напряжение поступает на блок [Сет.ВЧ.пр.Рег.Uкон], с выхода которого напряжение [Вых.Uкон] поступает на стабилизированный высокочастотный 150–250 кГц преобразователь [СПН-Uн-Iн]. В свою очередь, СПН состоит из следующих узлов: высокочастотного преобразователя [ВЧ.пр. DC/AC] с узлом управления [Мод.упр.ВЧ.пр]. Преобразователь нагружен на силовой трансформатор [Сил.Вч.Тр.], вторичная обмотка которого соединена с выходным выпрямителем [Вых.В]. и далее через узел выходного сглаживающего фильтра [Вых.Ф] поступает на выходные клеммы (Uн.) блока СПН. Причем напряжение [Вых.Uкон] устанавливается такой величины, чтобы обеспечить комфортный режим для всех узлов стабилизированного преобразователя. Это позволяет оптимизировать рабочую частоту СПН, чтобы получить наилучший КПД и максимальные удельные массо-габаритные показатели для всего блока питания.

Блоки зарядки аккумуляторных батарей

Наконец, рассмотрим структуру БЗА. В общем случае отличие этих устройств от стабилизаторов типа СПН следующее. В первом случае блок питания обеспечивает на своем выходе стабилизацию заданного напряжения Uн. Во втором (для блока зарядного устройства) он предназначен для формирования (программирования) тока заряда, дискретные значения которого обеспечивают оптимальный процесс зарядки АБ. То есть речь идет о стабилизаторе тока нагрузки (Iн.var) на выходе блока питания в соответствии с заданной программой зарядки конкретного типа аккумулятора.

Типовая структура блоков зарядки аккумуляторных батарей БЗА-Рвых. ∑-Uн.max представлена на рис. 5. Причем для зарядки аккумуляторов номинальным напряжением 12 В используется первый вариант этого блока, для которого Uн.max = 40 В, а для зарядки аккумуляторов номинальным напряжением 230 В необходимо Uн.max = 300 В.

 Структура блока зарядки аккумуляторных батарей

Рис. 5. Структура блока зарядки аккумуляторных батарей (1-й канал для аккумулятора 12 В; 2-й — для аккумулятора 230 В)

Сетевое напряжение поступает на блок [Сет. ВЧ.пр.Рег.Uкон], с выхода которого напряжение [Вых.Uкон] поступает на вход блока БЗА, который обеспечивает электропитание одновременно двух раздельных каналов, каждый из которых производит зарядку своего аккумулятора. Структура этих каналов одинакова, поэтому достаточно описания одного из них. Опишем первый канал.

Напряжение [Вых.Uкон] поступает на узел преобразователя [ВЧ.пр. DC/AC], имеющего в своем составе модуль управления силовыми транзисторами [Мод.упр.]. Выход [ВЧ.пр. DC/AC] нагружен на силовой высокочастотный трансформатор [Сил. ВЧ.Тр.]. Вторичная обмотка трансформатора соединена с выходным выпрямителем [Вых.В] и далее через узел выходного фильтра [Вых.Ф] поступает на выходные клеммы [Iн.var] блока. Сигнал от датчика выходного тока (на схеме не показан) поступает на узел программирования тока зарядки [Прог. Iн.var]. На его выходе формируется сигнал управления для [Мод.упр]. В результате этого происходит дискретное изменение текущего тока зарядки по заданной программе заряда аккумуляторной батареи. Таким образом, завершен второй этап выбора основных структурных схем для унифицированных блоков и субблоков СВЭП судового оборудования.

Продолжение следует

Литература
  1. Быков Э. Б. Системы управления и электрооборудование для строящихся судов и кораблей. Что делать с новостроем? // Морская биржа. 2010. № 34.
  2. Эраносян С. А., Гаазе В. Б. Опыт применения алгоритма синтеза минимальной номенклатуры унифицированных ИВЭ для аппаратуры дальней связи // Тезисы докладов V МНТК. Ленинград. 1987.
  3. Эраносян С. А., Гаазе В. Б. Метод синтеза минимальной номенклатуры унифицированных ИВЭ для систем электропитания РЭА. Техника средств связи. Серия «Средства вторичного электропитания (СВЭП)». М. 1989. Вып. 1.
  4. Эраносян С. А., Новосельцев Е. Н., Козелецкий В. Г. Транзисторный преобразователь с бестрансформаторным входом по переменному току. Техника средств связи. Серия «Техника проводной связи». М. 1979. Вып. 8 (41).
  5. Эраносян С. А. Сетевые блоки питания с высокочастотными преобразователями. Л.: Энергоатомиздат. 1991.
  6. Эраносян С. А., Ланцов В. В. Пути развития и архитектура отечественных интегрированных силовых модулей для импульсных источников вторичного электропитания // Электрическое питание. 2005. № 3, 4.
  7. Эраносян С. А., Ланцов В. В. Разработка интегрированных силовых модулей и их применение в источниках вторичного электропитания // Современная электроника. 2006. № 8.
  8. Моин В. С. Стабилизированные транзисторные преобразователи. М.: Энергоатомиздат. 1986.
  9. Эраносян С. А., Ланцов В. В. Источники бесперебойного питания: новый подход к синтезу. Часть 3 // Силовая электроника. 2008. № 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *